"Переяславские пункты"-2001
Есть у ряда либеральных экономистов такая, уже набившая изрядную оскомину, припевка - "минеральные богатства России - ее проклятие". Более того,
этот тезис распространяют и на Украину, как ведомую экономики российской. Ей богу, хочется при этих словах как небезызвестной личности схватиться за пистолет.
Но ограничимся пером. Для изложения основ современной постсоветской экономики. А именно - о сравнительных преимуществах наших стран в международной экономике.
Имеет смысл разобраться подробнее с самого начала.
Обе наши страны после 1991 г. вышли на более высокий уровень участия международной экономике, одновременно
открыв для нее свои народные хозяйства (рынками их тогда назвать рука не поднимается) не просто широко, но просто в каком-то бесшабашном угаре. Такая "мелочь",
как совершенно искаженная структура экономики, при этом в расчет не бралась, а если точнее - учитывалась только теми, кто ясно понимал, что в краткосрочном периоде
именно это и станет источником сверхприбылей. Так и вышло -- 1992 - 1993 года были вакханалией распродажи всего, сколько-нибудь ценного (в основном сырья), за счет
сложившейся разницы цен внутри бывшего Союза и во внешнем мире. Понятно, что со временем уровень цен выравнивается, но за это время открытая для импортных товаров с
высокой степенью добавленной стоимости экономика не дает развиваться отечественной промышленности и так отчаянно нуждающейся в капиталовложениях на модернизацию.
Результат не замедлил сказаться - в мировом разделении труда Россия прочно захватила позиции экспортера сырья,
полуфабрикатов и продукции первых переделов. Даже для конкурентных российских товаров хайтека (вооружения в основном) настали тяжелые времена - эти товары и услуги зачастую
требуют государственных гарантий и обычно поставляются на кредитной основе, а не как cash&carry бытовой электроники и прочего ширпотреба. В условиях ослабления государства
и его финансов ни то, ни другое Россия не могла автоматически предоставить, не говоря уже о политическом "прикрытии" и лоббировании продвижения высокотехнологической продукции.
Но надо сказать, что никакое сложившееся в данное время положение не гарантировано навсегда, примерам изменения позиционирования страны в мировой экономике несть числа. Важнейшим
фактором в достижении технологического прогресса страны является общественное согласие в стране, что ведет к формированию дееспособного государства, способного финансировать
программы будущего и не зависящего от краткосрочных частных интересов. Степень натуральных богатств страны тут ни при чем - при отсутствии стабильности общества и государства что
богатая ресурсами Бразилия, что лишенный оных Сальвадор, например, несут одинаковые родовые признаки "латиноамерканского пути".
В настоящий момент даже робкие попытки новой российской администрации навести элементарный порядок в чувствительной области
экспорта вооружений и принятие согласованного плана действий ведомств привели к росту объемов продаж России на международном рынке вооружений - к августу этого года уже превышен
весь прошлогодний доход от экспорта продукции ВПК. Кроме того, на самом высшем уровне не только прозвучали слова, но и начались действия по сохранению важнейшего потенциала страны
- образовательного и научно-исследовательского. И это очень важно, так как начавшийся рост в экономике, а главное увеличение внутреннего накопления создают основы начала нормального
цикла "потребление-накопление-инвестирование". Этот процесс уже идет, потребление отечественных товаров понемногу поднимается к вершине пирамиды от пищевой и легкой промышленности
через автомобилестроение к хайтеку. Да, процесс пока только намечен, рост, помимо пищевкусовой и легкой промышленности, носит еще точечный характер, в сфере сложной техники ее
качество уступает западным брэндам, но главное - нормальный путь развития очевиден, пусть сначала через "отверточную" сборку, но у себя в стране отечественный капитал ищет точки
приложения во все более продвинутых областях. Косвенно это же подтверждает продолжающаяся уже второй год репатриация капитала, причем темпы ее растут. Тут то и оказывается важным не
дать пропасть высокому интеллектуальному потенциалу страны в тот опасный период разрыва между периодом становления отечественного производителя и тем временем, когда он придет к
необходимости востребовать этот потенциал в полной мере. Здесь проявляется роль государства, которое может вкладывать деньги на значительные сроки в ожидании отдаленной отдачи.
Собственно такой процесс уже идет, МАКС-2001 показал примеры успешных венчурных компаний, поддержанных в свое время государством, в сфере модернизации боевых машин ВВС России.
Украина, ввиду своей роли во внутрисоюзной экономике, имела примерно такие же проблемы. С той только разницей, что промышленность
ее, при одинаково с Россией высоким энергопотреблением, теперь лишалась "подушки" в виде низких цен на энергоносители во времена СССР. Правда эта "подушка" просуществовала некоторое
время и после распада Союза, но чем больше выравнивались цены по сравнению с мировыми, тем явственней становилось - экспорт Украины (металл и машиностроение в основном) эффективен за
счет перераспределения в свою пользу части российского платежного баланса. Вот как это происходит на микроуровне: Запорожский завод ферросплавов производит ферросилиций, товар вполне
ликвидный на европейском рынке; продает его через Турцию для обхода ограничений Евросоюза из-за своей низкой цены по отношению к европейским конкурентам ; получает "живые" деньги за
него и расплачивается с поставщиками электричества на Украине, так как производство ферросплавов весьма энергоемко и стоимость рабочей силы в себестоимости минимально. Вот тут как
раз и выплывает роль России - электричество на ЗФЗ идет в основном с Запорожской АЭС, которая покупает в России ядерное топливо (ЯТ), во-первых, по цене ниже мировой, а, во-вторых,
регулярно числясь должником российского поставщика ЯТ. Итак, экспортная выручка на Украине уже имеется за счет кредитования украинских предприятий Россией. Пример очень показателен
- он учитывает товар из основной номенклатуры украинского экспорта и берет еще менее одиозный, чем нефть и газ, вариант импорта российских энергоносителей. В общем, задолженность
Украины перед Россией и потери российских экспортеров энергоносителей от экспорта на Украину по сравнению с альтернативной продажей их иным, платежеспособным, покупателям и позволяют
Украине эффективно экспортировать свою продукцию. Но даже в этих условиях значительная часть ее шла в Россию и чаще всего по "зачетным" ценам. Таким образом, сухой остаток - торговля
с Украиной ухудшает структуру российского платежного баланса за счет роста "плохих" украинских долгов (перепетии переговоров по "газовым" долгам не назовешь повышением кредитного
рейтинга Украины), снижения эффективности российского экспорта и дополнительного увеличения стоимости импорта. С другой стороны, эти же причины благоприятны для украинского платежного
баланса, не зря экс-премьер Украины Виктор Ющенко, которого трудно назвать пророссийски настроенным, недавно призвал соотечественников: "очень важно, чтобы в России ели украинское мясо,
подсолнечное масло, конфеты, покупали украинские трубы и металл"
В этих условиях удивительно наивными являются рассуждения некоторых украинских экспертов (здесь)
о сотрудничестве России и Украины в транзите газа , "ядерной энергетике, металлургии, космосе" и трактуемые таким образом -- "РФ видит в Украине партнера, который бы в первую очередь помогал
ей обеспечить Запад энергоносителями… и сотрудничал вместе с РФ в областях, в которых Россия утратила свои передовые позиции или на сегодня не является абсолютным лидером". Видимо автор не
очень хорошо разбирается в вопросе, так как упомянул те области, в которых именно Украина более заинтересована в сотрудничестве и не назвал те, в которых превалирует российский интерес. Итак, по пунктам:
1). Ядерная энергетика - Россия поставляет ЯТ на все оставшиеся ныне на Украине 13 реакторов 4-х АЭС, причем только с прошлого года Украина платит
"живыми деньгами" за него, выторговав скидку в 38% от цены российского ЯТ и так почти вдвое более дешевого чем у Вестингауза или Сименса. Причем Россия имеет всю необходимую инфраструктуру для производства
и НИОКР в этой области и сотрудничество с Украиной в этой области не более чем так называемый оффсет, то есть уступка части выручки через заказ продукции в стране-покупателе для сохранения рынка. НИОКР по
ЯТ, например, целиком проводится в России - так , новые типы уран-гадолиниевых тепловыделяющих сборок (ТВС), с повышенной удельным энерговыделением и временем эксплуатации, созданы под заказ украинских
АЭС на Электростальском МСЗ и являются самыми передовыми в мире, не зря Сименс размещает там же заказы на ТВС для АЭС Германии, Швеции и Швейцарии. Значение сотрудничества с российской атомной отраслью
для Украины, в которой 48% электричества вырабатывают АЭС, сейчас является просто критически важным.
2). Металлургия - тут комментарии просто излишни в свете недавних "трубных" переговоров и свидетельства Виктора Ющенко выше. Заметим только, что
российский рынок для украинского металла нужен просто как воздух.
3). Сотрудничество в космической области - это тоже способ поддержать те звенья некогда единой технологической цепочки Союза, которые остались на Украине,
причем скорее временный. В стратегическом плане пути наших стран расходятся - через совместные проекты вроде "Морского старта" Украина будет скорее сотрудничать с Западом, в то время как Россия, имеющая костяк
НИОКР ракетно-космической индустрии СССР, будет искать самостоятельный выход на рынки космических услуг.
4). Транзит энергоносителей - стратегическое решение России об избавлении от монополии Украины на транзит газа (сейчас это 80%) принято. После потери этой
монополии именно Украина путем предложения конкурентных условий транзита должна будет побороться за то, чтобы оставшаяся ей доля составила не 15-20%, а по крайней мере 25-30% от российского экспортного транзита.
Ничего личного, нормальные экономические отношения: нет - монополии, да - конкурентной борьбе. За российские транзитные тарифы.
5). Авиационная промышленность - про нее как-то забыли, а именно в ней имеется действительный интерес России в сотрудничестве с Украиной. Так как помимо
"Пермских моторов", только запорожский завод "Мотор-Січ" обеспечивает гражданское авиастроение СНГ двигателями. А сотрудничество с ОКБ им. Антонова позволяет как решить назревающую проблему модернизации парка
военно-транспортной авиации РФ через новую машину Ан-70, так и загрузить собственные авиастроительные заводы. Есть и еще один аспект сотрудничества - переток квалифицированных кадров на российские предприятия.
Так, с Запорожья приехало работать на "Люлька-Сатурн" значительное число специалистов.
Оглядывая перспективу сотрудничества в целом, нужно отметить, что оно может и должно быть основано на предельно прагматической основе, без сантиментов а-ля
"славянское братство" -- нынешний правящий режим Украины немало потрудился, чтобы они исчезли. То же относится и к часто декларируемому тезису "Украина не нужна нам как бедный сосед" -- это неверно в корне.
Россия заинтересована, в условиях своего начавшегося экономического роста, в относительно бедной Украине -- резервуаре дешевой рабочей силы и квалифицированных кадров, которых надо активно переманивать, вспомнив
практику Московского государства в конце 16 - начале 17 веков. Эксплуатация других ее ресурсов скорее краткосрочная перспектива. Иной подход к Украине может быть применен только в единственном случае - возобладания
на Украине настроений воссоединиться с Россией. Как в 1654 году.
©Роман Храпачевский, 2001
Содержание